У желающих получить права больше не будет возможности для самостоятельной подготовки. От так называемого экстерната решено отказаться.
То есть всем будущим водителям придется пройти обучение в автошколе. Такие требования прописаны в законопроекте "О безопасности дорожного движения", который ждет в Госдуме второго чтения. Эти слушания назначены на июль.
Между тем сегодня ситуация на рынке подготовки водителей складывается не лучшим образом. Количество кандидатов в водители, сдавших экзамен с первого раза, сокращается. Растет число аварий по вине молодых водителей со стажем управления до трех лет.
Причина этого в уровне подготовки водителей. В последнее время пышным цветом расцвел безответственный бизнес на ниве обучения вождению. В связи с тем что порядок получения лицензии максимально упрощен, этим пользуются недобросовестные люди. Они создают автошколу, назначают цену за обучение значительно ниже рыночной, таким образом перетягивая к себе будущих водителей. О выполнении обязательных требований по подготовке водителей там речи не идет.
Появились так называемые автошколы, суть деятельности которых сводится к продаже свидетельства об окончании автошколы. На этом ее функция заканчивается.
Возможность не доводить своего курсанта до сдачи экзамена в ГАИ дает возможность самоподготовки. Получив свидетельство, кандидат в водители идет в подразделение ГИБДД и пытается сдать там экзамен экстерном. Как правило, неудачно.
Такие автошколы откровенно подрывают всю систему подготовки водителей. Понятно, что человек, желающий получить права, хочет сделать это подешевле. Не все понимают, что научиться управлять автомобилем и получить права - это разные вещи. На этом и играют недобросовестные компании.
На прошедшем в Подмосковье девятом Всероссийском семинаре руководящих работников автошкол тема самоподготовки стала главной. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева так обрисовала ситуацию. В Москве 265 автошкол, которые могут в год готовить 200 тысяч водителей. В 2011 году 146 тысяч человек получили в столице права. То есть мощности столичных автошкол до конца не охвачены. Однако из всех получивших права 32 тысячи человек пришли по самоподготовке. Это 22 процента. Есть регионы, где количество самоподготовленных достигает 50 процентов.
Что такое самоподготовка? Это не обучение безопасному вождению - это натаска на сдачу экзамена. К сожалению, экзамен в ГИБДД в сегодняшнем виде - как ЕГЭ в школе - уровня знаний и умений не показывает. Билеты можно купить в любом ларьке и просто выучить их наизусть. Пять элементов площадки отработать до автоматизма тоже труда не составляет. Пожалуй самая сложная часть - это город. Но практика показывает, что если с первого раза сдают около 25 процентов кандидатов в водители, то со второго или третьего - оставшиеся 75 процентов.
При таком подходе водитель не имеет ни малейшего представления о том, как оказать первую помощь на дороге, как выбирать оптимальную безопасную скорость. В общем, выезжает такой полуфабрикат.
К тому же сейчас ученики находятся в неравных условиях. От тех, кто прошел обучение в нормальной автошколе, требуют документы, что они прошли теоретическую подготовку столько-то часов, обучал их тот-то, подготовка на площадке заняла столько-то часов, инструктор такой-то, город - столько часов, инструктор тот-то. От кандидата, прошедшего самоподготовку, этого не требуется.
Самообразование - недопустимо, утверждают представители автошкол. И в ГИБДД с ними согласны. Однако, как только речь заходит об упразднении системы самоподготовки, тут же начинаются крики, что это ущемляет людей в правах. Надо сказать, что количество желающих воспользоваться самоподготовкой только растет. Именно поэтому ГИБДД увеличивает количество подразделений, которые принимают экзамены экстерном.