Пьянка за рулем стала одной из главных тем прошедшей Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, который возглавляет эту комиссию, даже порекомендовал разработать поправки в законодательство, позволяющие ввести уголовную ответственность за повторную пьянку.
Проблема заключается в следующем. Многие из водителей, уже лишенные прав за управление в нетрезвом виде, с необычайной легкостью снова садятся за руль нетрезвыми. И, как правило, попадают в аварию. Даже несмотря на все меры в ужесточении ответственности за это нарушение, максимум, что грозит такому водителю, если он кого-то не убил, - 15 суток ареста плюс добавление срока лишения прав.
Таким образом на наших дорогах появляются рекордсмены по лишению прав. Некий молодой человек получил права в 1990 году. До 2007 года он совершил 225 нарушений. Из них: управление в нетрезвом состоянии - 18 раз, отказ от медосвидетельствования - 20 раз, управление в стадии лишения прав - 55 раз. В итоге он был лишен прав управления до 2077 года.
Другой "герой дорог" житель Кемерова был лишен прав на 88 лет. Его не раз сажали за решетку на 15 суток, однако это его не останавливало. Выйдя из-под ареста, он снова садился за руль. В итоге он погиб в ДТП.
Что делать с такими лихачами? Им нипочем ни лишение прав (терять нечего), ни арест (две недели отдыха на восстановление трезвого образа жизни). Все. Поэтому на правительственной комиссии всерьез встал вопрос, как бороться с такими нарушителями. Их, между прочим, по России отнюдь не единицы. По проверке, которая была проведена лишь в Челябинской области, выяснилось, что 847 человек лишены прав более чем на 10 лет, 26 человек остались без водительского удостоверения более чем на 30 лет, восемь человек лишены прав на срок более 40 лет, двое на срок больше 50 лет и пять человек - более чем на 60 лет!
А сколько таких по другим областям и регионам России? Даже невооруженным взглядом видно, что пожизненное лишение прав ничего не решит. Как снова не допустить их за руль? Несколько предложений было озвучено. Например, ввести уголовную ответственность для тех, кто сел за руль пьяным и лишенным прав. Вторая мера - принудительное задержание транспортного средства. То есть лишить такого лихача машины на весь срок лишения прав.
Игорь Шувалов выступил за введение в России уголовной ответственности для водителей за неоднократное управление автомобилем в пьяном виде. По его словам, в этом вопросе либеральничать не стоит. В связи с этим он поручил профильным ведомствам рассмотреть этот вопрос и подготовить к следующему заседанию комиссии соответствующие законодательные предложения.
Также, по словам Лысакова, необходимо пересмотреть нормы, касающиеся определения того, кого считать пьяным. Сегодня зачастую прав лишают не тех, кто действительно пьян, а тех, кто употребил какой-нибудь продукт брожения. Алкотестеры определяют сотые доли промилле, которые выветрятся за полчаса, а для гаишника это повод оформить протокол. Необходимо вернуться к нормам, установленным Венской конвенцией о безопасности дорожного движения. Установить четкие критерии, например 0,2 промилле - пьян. Это не разрешение выпить за рулем. Должны быть четкие нормы, кого считать пьяным. Причем такие, чтобы под них не попадали люди с повышенным эндогенным алкоголем, употребившие квас или кефир.Как сообщил первый зампред думского комитета Вячеслав Лысаков, сейчас создается комиссия по подготовке этого законопроекта. Тех, кто повторно сел за руль пьяным, необходимо наказывать более жестко. Возможно, вводить уголовную ответственность, возможно, конфисковывать автомобили. Понятно, что необходимо ввести более жесткую ответственность для повторного нарушения.
Таких жалоб - тысячи. Кроме того, можно ввести шкалу наказания в зависимости от количества промилле. Например, за 0,2 - большой штраф. За 0,3 - лишение прав на два года. За один промилле - на десять лет. А за повторное попадание, будучи лишенным прав, - уголовную ответственность.