В правилах страхования, которые Вы получаете при заключения договора, обычно есть фраза на подобие этой: «Споры, возникающие в процессе исполнения обязательств по Договору страхования, разрешаются путем переговоров». При недостижении соглашения по спорным вопросам, их решение передается на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном законодательством РФ. "Это означает, что в случае, если вы будете подавать на страховую компанию в суд, для Вас желательно будет доказать судье, что договориться Вы пытались. Именно как фиксация такой попытки договориться и нужна досудебная претензия. А значит, отправлять досудебную претензию нужно заказным письмом с уведомлением, либо непосредственно через секретаря компании, забрав себе копию с входящим номером.
Досудебная претензия обязательно должна содержать следующую информацию:
Номер вашего договора страхования
Описание действия страховой компании, с которым Вы не согласны (отказ в выплате, задержка выплаты, отказ возместить расходы на эвакуатор и проч.)
Ваши доводы - почему вы не согласны с данным действием компании. Здесь могут быть ссылки на законодательство, правила страхования и прочие соображения, вплоть до результатов маркетинговых исследований (если Вы, к примеру, хотите показать, что стоимость ремонта занижена)
Конкретные сроки на рассмотрение претензии с указанием на то, что в противном случае Вы вынуждены обратиться в суд
Ваши подпись и контактные данные
С другой стороны, поскольку порядок проведения переговоров обычно в правилах страхования не указан, досудебную претензию можно и не составлять. Ведь переговоры, в общем-то, могут пройти и на словах, и по телефону. Так что отсутствие досудебной претензии, конечно, не может быть поводом для отказа в иске. Кроме того, нельзя не учитывать, что составление досудебной претензии, ее доставка в страховую компанию, ожидание ответа - это все время, примерно две недели, а то и месяц времени. Однако по нашему опыту, гораздо лучше, если Вы можете показать судье, что возможности переговоров исчерпаны. Тогда судебное заседание пройдет быстрее и проще. Ведь судья обязан внимательно рассмотреть возможность мирного прекращения спора, и если она выявится, то судебные расходы будут разделены между Вами и страховой компанией. На наш взгляд, досудебную претензию можно не писать, если Вы получили от компании ясный и четкий отказ в выплате, и нет таких обстоятельств, о которых компания не была бы уведомлена. Во всех остальных случаях (задержка выплаты, отказ на основании отсутствия каких-либо документов), лучше начать с досудебной претензии.