В России участились случаи обмана граждан при покупке ввезенных из Европы автомобилей. Как утверждает замначальника Нижегородской таможни Сергей Бондарев, схему организуют, как правило, недобросовестные граждане Молдавии, Литвы и Киргизии, которые превращают временный ввоз иномарок в незаконный источник дохода. Об этом сообщает «Российская Газета».
Суть схемы заключается в следующем: иностранный гражданин ввозит на территорию Таможенного союза автомобиль, состоящий на регистрационном учете в другом государстве — в основном, странах Прибалтики. Затем на специализированных сайтах размещается объявление о продаже автомобиля по цене вдвое ниже рыночной стоимости.
Дешевизна достигается за счет неуплаты таможенных пошлин, которые составляют в России от 300 тысяч рублей и выше. Причем недобросовестные продавцы убеждают покупателя, мол, раз у машины иностранный регистрационный знак, то транспортный налог и штрафы за нарушения, зафиксированные камерами, владелец платить не станет.
Однако, как и всегда, дьявол кроется в деталях. Во-первых, нерастаможенный автомобиль невозможно зарегистрировать, а на выяснение, легально ли машина находится на нашей территории, у сотрудников ГИБДД уходит немного времени — достаточно лишь проверить пассажирскую транспортную декларацию, воспользовавшись специальной базой данных. В случае, если машина находится у нас нелегально, её по решению суда конфискуют, причем покупатели лишаются как машины, так и уплаченных за неё денег.
Кроме того, привлечь к уголовной ответственности продавца, провернувшего аферу, практически невозможно. Дело в том, что он нарушает лишь Таможенный кодекс и КоАП, за что в России полагается штраф в размере 1,5-2 тысячи рублей. Покупатель может подать в суд на продавца иск о возмещении ущерба (т.е. конфискованного автомобиля), но вероятность реального взыскания денег с иностранца невелика. Не говоря уже о том, что документы, которые такие предприниматели передают покупателю, могут оказаться просто поддельными.
В настоящее время ГИБДД и Федеральная таможенная служба готовят единую базу, благодаря чему владельцев автомобилей, зарегистрированных в других государствах, можно будет привлечь к ответственности при пересечении границы.