Вопрос страховых споров становится более острым и распространенным в наши дни весьма активно. Разобраться в его тонкостях зачастую непросто даже опытному автоюристу или автоюристу. Одним из наиболее часто встречающихся споров со страховыми компаниями является возмещение ущерба в порядке суброгации.
Что же это такое суброгация или в ином случае регресс?
Приведем простой пример: произошло ДТП с участием двух транспортных средств. Вас признали виновником данного ДТП. У Вас ОСАГО, а у потерпевшей стороны КАСКО. Далее Вы сами восстанавливаете свой автомобиль, а потерпевший имеет право обратиться или в Вашу СК или восстанавливать свой автомобиль по КАСКО. И вероятнее всего он будет восстанавливать свое т/с по КАСКО.
Через некоторое время Вам приходит претензия от страховой компании пострадавшего о возмещении ущерба в порядке суброгации. Что делать?
Во-первых, не паниковать. Скорее всего, Вам придет письмо на 1-2 листах, в котором будет указана сумма взыскания, срок оплаты и реквизиты для оплаты, без каких-либо прилагаемых документов подтверждающих сумму ущерба.
А во-вторых, ни в коем случае не соглашаться с данной претензией в безусловном порядке.
В данной ситуации, как минимум можно написать отзыв с указанием своего несогласия с доводами претензии ни по праву, ни по размеру, и запросом соответствующих документов, подтверждающих выдвинутые требования.
При предоставлении документов подтверждающих стоимость ущерба, следует обратить внимание на сумму расчета стоимости восстановительного ремонта с учетом износа и без такового. Все дело в том, что многие страховщики в настоящее время, требуют оплаты причиненного ущерба без учета износа транспортного средства. Даже в случае, если Ваша страховка полностью покрывает сумму причиненного ущерба, то страховая взыскивает разницу между суммой величины восстановительного ремонта с учетом износа и без учета износа. Что делать в этом случае и насколько законно взыскивать сумму величины восстановительного ремонта без учета износа? Казалось бы, в ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» уже закреплено положение о том, что размер подлежащих возмещению убытков в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. Одновременно с этим согласно п. 63 Правил ОСАГО, при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.
Однако, страховые компании досконально изучив данный закон, пришли к выводу что данный Закон, распространяет свое действие исключительно на отношения, возникающие между потерпевшими и страховщиками гражданской ответственности причинителей вреда. А положения статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО" об учете износа транспортного средства применяются исключительно в целях определения размера ответственности страховщика, а не лица, причинившего вред.
Между тем, в соответствии со ст. 15 ГК РФ под реальным ущербом понимаются расходы, которое лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Следовательно, необходимость учета износа деталей полностью соответствует требованиям ст. 15 ГК РФ, поскольку позволяет потерпевшему восстановить своё нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние.
Таким образом, взыскание разницы между величиной стоимости восстановительного ремонта застрахованного автомобиля без учета износа и с учетом такового, не может признаваться направленной на восстановление нарушенного права, а будет являться неосновательным обогащением.